Промышленная безопасность
Председателем Гомельского областного исполнительного комитета Крупко И.И. утверждены на 2024 год организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил Гомельской территориальной подсистемы Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Данные организационно-методические указания определяют приоритетные задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а главными задачами на текущий год считаются качественное совершенствование практических навыков управлениями силами и средствами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, порядка действий в условиях чрезвычайных ситуаций и по сигналам гражданской обороны.
Отдельным пунктом поставлены задачи в области обеспечения промышленной безопасности, выполнение которых осуществляется Госпромнадзором, в соответствии с возложенными на него обязанностями.
Намеченные задачи считаются:
1. Производственный контроль в области промышленной безопасности;
2. Исключение случаев эксплуатации потенциально опасных объектов, не прошедших в установленном порядке техническое освидетельствование и (или) техническое;
3. Принятие своевременных мер по устранению причин и условий, влекущих нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, перевозки опасных грузов.
Не выполнение данных задач может повлечь за собой возникновение аварий и инцидентов на потенциально опасных объектах. На сегодняшний день, лесхозы Гомельской области эксплуатируют потенциально опасные объекты зарегистрированные в Гомельском областном управлении Госпромнадзора, а именно котельные на местных видах топлива, грузоподъемные краны. Отдельное внимание необходимо обратить на проведение работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, основная часть которых проходит по территориям лесных хозяйств, и является территорией с особыми условиями использования, прилегающая к объектам магистрального трубопровода и предназначена для обеспечения безопасности объектов магистральных трубопроводов и создания необходимых условий их эксплуатации (согласно Закону Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»).
Рассматривая каждую задачу в отдельности определим основные нормативно правовые акты, выполнение требований которых позволит качественно справиться с поставленными задачами субъектам промышленной безопасности:
Задача №1 Производственный контроль в области промышленной безопасности. Требования в отношении производственного контроля изложены в статье 29 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности» а именно, что Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз в отношении подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов промышленной безопасности, субъекты промышленной безопасности без ведомственной подчиненности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, устанавливают требования к осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности путем утверждения соответствующих положений о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, а именно Положения о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, которое в свою очередь разрабатываются на основании примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденного Министерством по чрезвычайным ситуациям (постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37 «Об утверждении Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности»). Также статьей 29 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности» определено требование, которое определяет необходимость направления информации об организации производственного контроля в области промышленной безопасности не позднее 25 декабря текущего года:
в Госпромнадзор – субъектами промышленной безопасности без ведомственной подчиненности;
в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз – подчиненными им (входящими в состав, систему) субъектами промышленной безопасности.
Производственный контроль в области промышленной безопасности – комплекс организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом промышленной безопасности, направленный на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, а также на предупреждение аварий и (или) инцидентов на этих объектах.
Задача № 2 Исключение случаев эксплуатации потенциально опасных объектов, не прошедших в установленном порядке техническое освидетельствование и (или) техническое диагностирование. Качественное выполнение данной задачи возможно при соблюдении требований определенных в статье 24 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности»:
Потенциально опасные объекты подлежат техническому освидетельствованию в целях подтверждения их соответствия требованиям правил по обеспечению промышленной безопасности до ввода в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
Техническое освидетельствование потенциально опасных объектов проводится экспертом в области промышленной безопасности до ввода их в эксплуатацию и в процессе их эксплуатации в случаях, порядке и сроки, установленные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Техническое диагностирование представляет собой изучение технического состояния потенциально опасного объекта, технического устройства путем анализа соответствия значений параметров потенциально опасного объекта, технического устройства требованиям технической документации. Целью данного изучения является прогнозирование интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние потенциально опасного объекта, технического устройства.
Потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат техническому диагностированию в следующих случаях:
при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) потенциально опасного объекта, технического устройства, а также количества циклов нагружения, установленных его изготовителем;
при временном нахождении под воздействием факторов, параметры которых превышают предельно допустимые для материала, из которого изготовлены элементы потенциально опасного объекта, технического устройства;
по решению субъекта промышленной безопасности.
Техническое диагностирование потенциально опасных объектов, технических устройств проводят организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, в порядке и сроки, определенные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Задача №3 Принятие своевременных мер по устранению причин и условий, влекущих нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, перевозки опасных грузов. Данная задача выполняется при соблюдении требований статьи 26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности» - Субъект промышленной безопасности обязан:
обеспечивать соблюдение требований настоящего Закона, иных актов законодательства в области промышленной безопасности;
принимать меры по сохранению жизни и здоровья своих работников;
укомплектовать штат работников субъекта промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, технических устройств, обеспечивающих промышленную безопасность;
допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) (далее в настоящей статье – работа) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы;
обеспечивать проведение подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности;
отстранять от работы на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, не прошедших в установленных законодательством случаях и порядке проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
принимать меры по предотвращению проникновения на опасный производственный объект и (или) потенциально опасный объект посторонних лиц;
обеспечивать проведение идентификации принадлежащих ему опасных производственных объектов;
обеспечивать регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесение при необходимости изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов;
обеспечивать в порядке, предусмотренном настоящим Законом, проведение экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, технического освидетельствования, испытаний потенциально опасных объектов, технических устройств в сроки, установленные правилами по обеспечению промышленной безопасности;
обеспечивать разработку, оформление и представление деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II типов опасности, внесение в них изменений и (или) дополнений;
принимать меры по созданию инженерных систем контроля и наблюдения, систем оповещения и связи, средств и систем защиты, поддержанию их в исправном состоянии, а также по созданию и оснащению учебных полигонов, тренажеров для отработки практических навыков, необходимых при авариях и инцидентах;
выполнять требования (предписания) об устранении нарушений, вынесенные органами, указанными в части второй статьи 17 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности»;
принимать меры по предупреждению аварий и инцидентов на принадлежащих ему опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, приостанавливать эксплуатацию принадлежащих ему опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, технического устройства самостоятельно или по предложению о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования, вынесенному органами, указанными в части второй статьи 17 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности»;
своевременно информировать территориальный орган по чрезвычайным ситуациям, Госпромнадзор, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет, Комитет государственной безопасности, центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз в соответствии с их компетенцией, местные исполнительные и распорядительные органы об аварии, а в случаях, определенных Министерством по чрезвычайным ситуациям, – и об инциденте на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте либо об угрозе их возникновения в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разрабатывать и проводить мероприятия по локализации и ликвидации аварий и инцидентов, их последствий на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте, оказывать содействие государственным органам в техническом расследовании причин таких аварий и инцидентов;
обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии, проводить техническое расследование (принимать участие в техническом расследовании) причин инцидента на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте, анализировать причины их возникновения.
Работники субъекта промышленной безопасности обязаны:
соблюдать требования актов законодательства в области промышленной безопасности;
знать порядок действий в случае аварии или инцидента и при необходимости выполнять эти действия;
проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя (субъекта промышленной безопасности – индивидуального предпринимателя) и (или) лицо, ответственное за ведение работ при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, об угрозе возникновения или о возникновении аварии и (или) инцидента.
Работники субъекта промышленной безопасности, имеющего опасные производственные объекты, не вправе принимать участие в забастовках.
Информационно:
промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности» и иными актами законодательства;
требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные для соблюдения требования, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 05.01.2016 №2016 №354-З «О промышленной безопасности», актах Президента Республики Беларусь, правилах по обеспечению промышленной безопасности, иных актах законодательства, международных договорах Республики Беларусь, технических регламентах Таможенного союза, а также в технических регламентах Евразийского экономического союза и иных актах, составляющих право Евразийского экономического союза, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;
По материалам Гомельского областного управления Госпромнадзора.